Санкт-Петербург
тел. +7 (960) 256-75-35
03.11.2018

Заметки о скрипке

Заметки о скрипке

 

Основная база штрихов или штриховая техника правой руки с применением практических полезных упражнений для скрипача.

Автор статьи — Брунец Н.Н.

Сегодня я предлагаю вам рассмотреть технику и приёмы правой руки на примере нескольких знаковых фигур - скрипачей-исполнителей, педагогов- теоретиков, культовых личностей, внёсших мировой вклад в скрипичное развитие, обучение, исполнительство и литературу! Это такие деятели как Ю. И. Янкелевич, Л. Ауэр, И. Менухин. Скрипачи, добившиеся в жизни определённого (сценического) успеха, делятся с нами в своих трудах мыслями о том, какие существуют виды штрихов и приемы правой руки и как их следует правильно исполнять, чтобы добиться наибольшей выразительности и технической точности, а также некоторыми полезными, базовыми упражнениями, без которых овладение этими штрихами было бы невозможным. Итак, рассмотрим основные.

  1. Detache

Л. Ауэр говорил об этом приеме следующее:

«Detache, вместе с протяженными «длинными» звуками, или, как их называют французы, « sons files », составляет основу смычковой техники. Применяя штрих detashe, употребляйте всю длину смычка, играя в умеренном темпе, и стремитесь получить звук одинаковой силы при штрихах вниз и вверх. Начинайте каждый штрих с кисти, продолжая его с помощью вступающего в игру предплечья, пока не достигнете головки смычка при штрихе вниз или его колодки при штрихе вверх. Варьируйте этот штрих, используя отдельно различные участки смычка, играя верхней половиной смычка, серединой и у колодки».

Изучение штриха detache Юрий Исаевич Янкелевич советовал начинать сначала большими отрезками смычка в верхней, затем в нижней части.

Лишь после этого можно переходить к игре всем смычком и комбинированию частей смычка. Не случайно он предпочитал начинать изучение с верхней половины смычка- при этом правая рука находится в наиболее благоприятном и ненапряженном положении. В такой последовательности овладения движением уточняются функции всех частей смычка. При этом рекомендовалось «все время играть в разных частях смычка таким образом, чтобы не было заметно изменения звучания. Именно это дает замечательную свободу игры, качественность и звучность штриха».

После овладения основой detache Юрий Исаевич предлагал отрабоать различные комбинации этого штриха, например сочетание: одна нота detache и три ноты legato, что дает возможность овладеть чередованием медленного и ускоренного движений. Особенно полезным он считал следующее упражнение: смычок делится условно на шесть частей и ученик упражняется в каждой из них, играя различные комбинации(приведенные в редакции Ямпольского. «При этом происходит «поиск удобства», вырабатываются ловкость и легкость движений, развивается «чувство смычка».

Важное значение в овладении detache Янкелевич придавал «начальному моменту проведения смычка- атаке звука, от которой зависит и энергия штриха». Он рекомендовал следующее упражнение (выработанное Ямпольским): смычок ставится на струну у колодочки и с акцентом отрывается от струны. Упражнение несколько раз повторяется, причем следует добиваться острого, «металлического» звучания. Затем после «укола» у колодочки смычком вниз он переносится, ставится концом верхней части на струну, и тот же укол делается теперь смычком вверх. То же делается не со струны, а с воздуха. И наконец, смычок после укола не поднимается в воздух, а быстро проводится по струне до конца- вверх и вниз. Получаются переходные штрихи от мощного detache до martele. Эти упражнения вырабатывают чувство атаки звука, умение поставить смычок на струну и молниеносно провести его, умение владеть смычком в воздухе, что необычайно важно, дают свободу руке, широту движений.

Переход к другим штрихам естественно вытекает, таким образом, из переключения detache и martele.

Юрий Исаевич говорил: «Все штрихи ведут начало от detache»- и пояснял: «Эту истину часто повторяют, но не понимают и тем более не применяют. А в этом- ключ овладения штрихами. На скрипке смычок надо вести, вот в чем смысл detache.

Иегуди Менухин рекомендовал следующие упражнения на detache:

Упражнение 1

Здесь мы играем каждую ноту на отдельный смычок. Смычок движется равномерно, используйте одинаковое количество смычка на каждую ноту. Данные упражнения будем выполнять на трех парах струн и в четырех частях смычка. Начнем вниз смычком на верхней струне:

Основная база штрихов или штриховая техника правой руки с применением практических полезных упражнений для скрипача., изображение №1

Чередуя две струны штрихом detache, обратите внимание на различные движения в вертикальной плоскости, появляющиеся 1) в начале движения смычка вниз на верхней струне и 2) в начале движения смычка вверх на нижней струне. Также обратите внимание на то, что более широкое горизонтальное движение естественным образом связывается с первым. А вертикальное движение- со вторым. Выполняя более широкое падение, нужно контролировать смычок у колодки, в самой тяжелой его части. Мы должны очень хорошо контролировать смычок, чтобы не допустить скрипа на нижних струнах.

Одно из самых полезных упражнений- отработка detache у колодки. Есть два противоположных способа со множеством градаций-силы, скорости и длины штриха. Первый способ сводится почти исключительно к движению всей руки, без участия запястья, пальцев, без импульсов, при умеренной скорости. Мы используем примерно четверть смычка, он удерживается без напряжения, кисть подвешена, но не болтается. Другой способ состоит из очень быстрых, маленьких и коротких штрихов при сохранении мягкого запястья и мягких пальцев с пропорционально меньшим движением всей руки. Здесь движение всей руки сведено к волнообразному покачивающемуся движению.

Упражнение 2.

Начинаем так же вниз смычком на нижней из двух струн.

Основная база штрихов или штриховая техника правой руки с применением практических полезных упражнений для скрипача., изображение №2

Вы заметите: амплитуда движений запястья в упражнении 1 больше, чем в упражнении 2. Если вы снова играете на струнах Ля и Ре, то происходит следующее: к заниженному положению запястья при движении смычка вниз прибавляется низкое положение всей руки при игре на струне Ля. Соответственно, амплитуда движений запястья в упражнении 2 уменьшается, потому что более высокая плоскость руки на струне Ре в этом случае вычитается из более низкого уровня запястья (и суставов) при движении вниз смычком. Отработайте упражнения 1 и 2 на рр, р и mf.

Упражнение 3

То же, что и Упражнение 1, только на этот раз ноты вниз смычком в первой группе из пяти нот исполняются громко, ноты вверх смычком тихо; а во второй группе ноты вверх смычком исполняются громко, а вниз-тихо. Последняя нота в каждой группе должна быть тихой, чтобы лучше подготовиться к forte в новом движении.

Основная база штрихов или штриховая техника правой руки с применением практических полезных упражнений для скрипача., изображение №3

Упражнение 4

Похоже на упражнение 3, но начинается вниз смычком на нижней струне.

Основная база штрихов или штриховая техника правой руки с применением практических полезных упражнений для скрипача., изображение №4

Помните, что Упражнения 3 и 4 следует выполнить на трех парах струн в каждой четверти смычка. Играйте их также в следующем ритме:

Основная база штрихов или штриховая техника правой руки с применением практических полезных упражнений для скрипача., изображение №5

Предлагаю на примере Прелюдии из партиты Баха ре-минор ознакомиться со штрихом detache.

Прелюдия Баха.

 

2. Martele

Этот штрих, по мнению Ауэра, исполняемый у конца смычка, очень важен сам по себе, а его применение способствует увеличению мускульной силы кисти. Он служит основанием двум другим формам штриха: staccato и так называемым «пунктирным нотам», которые, подобно martele, играются у конца смычка. Martele достигается крепким нажимом на струну головкой смычка, используя при этом лишь кисть руки для извлечения желаемого звука. В случае, если вы почувствуете, что не в состоянии овладеть этим штрихом с помощью одной кисти, можете прибегнуть к легкому нажиму предплечья, но никогда не применяйте нажима плеча.

Что говорил Янкелевич об этом штрихе? - «Выполнение martele вызывает много споров. Одни считают, что рука все время должна быть напряжена, другие- что нужно нажать струну(«уколоть») и быстро отпустить. Дрожание смычка на струне во время исполнения штриха говорит о неправильном приеме. Техника «укола» неверна, но неправильно играть этот штрих и напряженной рукой. Смычок надо вести плотно по струне на всем его протяжении, ощущать всеми точками струну, тогда дрожания не будет». Он советовал начинать изучение штриха с исполнения короткого detache с паузами. Затем движение ускоряется, расширяется, а паузы здесь играют такую же решающую роль, как и звук. Вначале надо делать паузы, равные по величине звучанию. Во время пауз нельзя скрипеть смычком. Он должен лежать на струне легко, рука должна освобождаться».

Новая серия упражнений на этот штрих, которые предлагает Менухин, выполняется на двух струнах. «Мы объединяем лигой две ноты на один смычок, останавливая его между каждой парой нот. Это положит начало острому акценту, активной атаке в martele и staccato. Перед тем, как перейти к упражнению, я хочу объяснить принцип выполнения острого акцента. Внезапная атака происходит от снятия предварительно созданного напряжения в самом начале штриха. Напряжение

создается следующим образом. Мы начинаем штрих мягко, не озвучивая ноту, все суставы правой руки от плеча и до пальцев мягкие. Затем прикладываем усилие- позволяем весу правой руки сконцентрироваться на указательном пальце (который стремится немного сдвинуться вверх по трости) и соответственно увеличиваем противоположное давление большого пальца. Теперь мы держим смычок очень твердо; давление смычка на струну предотвращает его движение. В этот момент мы отпускаем давление; ослабляем сопротивление пальцев (иногда даже поднимая безымянный палец и мизинец) и позволяем руке провести смычок с очень быстрым импульсом. Нелишне подчеркнуть, что martele-это фактически ослабление ранее созданного давления. Для этого нужно развить твердое держание смычка, но старайтесь, чтобы эта твердость не влияла на мягкость запястья (оно должно всегда оставаться мягким).

Возвращаясь теперь к нашему первому упражнению, начинаем каждую залигованную пару нот мягко, внезапно обрывая звук на громкой нижней ноте. Вверх смычком мы начинаем с нижней струны, опять мягко, и резко останавливаем движение на верхней струне, каждый раз делая crescendo от piano к forte.

Основная база штрихов или штриховая техника правой руки с применением практических полезных упражнений для скрипача., изображение №6

Данный прием обязывает нас начинать каждое короткое движение мягко. Паузы должны быть достаточно длинными, чтобы убедиться в полном рассредоточении напряжения и в восстановлении равновесия. Эти и последующие упражнения выполняются на весь смычок.

То же, что и предыдущее упражнение, но начинается вниз смычком на нижней струне.

Основная база штрихов или штриховая техника правой руки с применением практических полезных упражнений для скрипача., изображение №7

В следующем упражнении, тренируя атаку, мы начинаем первую ноту sforzando и выполняем diminuendo ко второй ноте в каждой паре (за которой следует остановка). Помните: в начале каждого движения следует уменьшить давление на смычок и струну и вернуться в расслабленное состояние. Пауза между парами нот должна быть достаточно длинной, чтобы успеть создать напряжение (за которым следует его ослабление).

Основная база штрихов или штриховая техника правой руки с применением практических полезных упражнений для скрипача., изображение №8

Тем не менее, чтобы добиться более сильной и острой атаки в штрихе martele, можно начать движение в воздухе и опуститься на струну, когда смычок уже находится в движении. Представленное здесь движение- это движение на весь смычок при свободно покачивающейся руке.

И последнее упражнение начинается вниз смычком на нижней струне, а вверх смычком берется верхняя струна.

Основная база штрихов или штриховая техника правой руки с применением практических полезных упражнений для скрипача., изображение №9

В последних четырех упражнениях мы играем пять нот на один смычок- это два с половиной волнообразных покачивания, - однако их можно также выполнять с тремя с половиной, четырьмя с половиной или пятью с половиной парами волн на один смычок.

Видео на martele-Прелюдия и аллегро.

3. Staccato вниз и вверх смычком

«О способе выполнения штриха staccato мнения разделяются»- говорит Ауэр. «Мастера прошлого века- Крейцер, Роде, Шпор и другие- учили, что staccato следует исполнять с помощью кисти. У Шпора, по-видимому, было превосходное staccato, так как он часто использует его в своих концертах.

Многие из великих виртуозов 19 века, которых мне самому удалось услышать, например Иоахим, обладали средней быстроты staccato. Иоахим добивался его исключительно кистью, и оно было достаточно стремительным для предпочитаемого им классического репертуара в сольных и камерных выступлениях. Иоахим первый провозгласил принцип: «виртуоз существует для музыки, а не музыка для виртуоза». Он первый создал популярность скрипичному концерту Бетховена, сонатам для скрипки соло Баха и главное- его « Чаконе», сонатам Тартини, в особенности той, которая известна под названием « Les trilles du Diable», и большей части классического репертуара, фигурирующего в настоящее время в концертных программах.

В юности я слышал, как Вьетан играл свои концерты и некоторые другие собственные сочинения; исполняя staccato смешанным образом- кистью и предплечьем, он был в состоянии сыграть большое число нот на один смычок, достигая этим удивительных эффектов.

Несомненно, наиболее блестящее staccato имел Венявский. Он пользовался для этого плечом, напрягая кисть до состояния настоящей одеревенелости. Его staccato было головокружительно быстрым и одновременно отличалось механической равномерностью. Я, лично, пришел к убеждению, что подобный метод игры staccato наиболее действен, и пользуюсь им. Наоборот, Сарасате, обладавший ослепительным тоном, употреблял только staccato volant, не очень быстрое, но бесконечно грациозное. Последняя черта, то есть грация, освещала всю его игру и дополнялась исключительно певучим звуком, однако не слишком сильным.

Staccato volant (летучее стаккато) представляет собою комбинацию двух методов – игры плечом и игры кистью, применяемых одновременно, но стой разницей, что при твердом staccato смычок не отделяется от струны и, если можно так выразиться, вонзается в нее, а при staccato volant смычок эластично отскакивает после каждой взятой ноты.

Здесь я снова повторяю, что только наглядная демонстрация методов игры staccato может принести действительную пользу учащемуся. Но на основании долгого опыта я должен признать, что для успеха в этом направлении необходимо еще и нечто другое, наряду с самим обучением игре staccato. В добавление к нему у ученика должно быть природное предрасположение к штриху, и кисть его должна действовать подобно пружине из лучшей стали».

Янкелевич говорил: «Из всех видов staccato легче всего выработать летучее, хотя и остальными видами при настойчивости овладеть вполне возможно». Препятствий здесь ни для одного скрипача он не видел, за исключением, может быть, чисто психологического «тормоза», снимаемого без труда опытным педагогом. «Для staccato важно в первую очередь правильно поставить руку, затем развить все другие штрихи, выработать свободную упругость мускулов руки (особенно упругую кисть), пальцев».

Если у ученика оставалась хотя бы небольшая зажатость рук, Юрий Исаевич никогда не останавливал его внимания на выработке staccato, так как при этом возникает судорожное напряжение и эластичности движений добиться невозможно. Снять зажатость, по его мнению, можно было «частой сменой штрихов», которая так же освобождает правую руку, как смена позиций- левую».

Продолжая свою мысль о связи штрихов, он считал, staccato особым видом martele и советовал начинать изучение этого штриха резким проведением смычка вниз (акцентированное detache, почти martele), а затем – попытка сыграть шесть нот staccato вверх. Начало при этом должно совпадать по характеру с началом энергичного martele. Кроме того, следует, как он говорил, «схватить ощущение нужного движения, не бояться определенной жесткости звучания». Ямпольский даже как-то сказал такую фразу: «Скрип- спутник работы над staccato. Удачный подсказ на уроке, показ- и, глядишь, - staccato «пошло». Но возникает этот штрих легче на фоне естественного развития руки».

Менухин предлагает следующие упражнения на staccato:

на один смычок, сначала вниз, потом вверх, играйте последовательность звуков, состоящую из одной длинной ноты и группы из трех коротких нот одинаковой длительности. Протяженная нота должна быть длинной настолько, чтобы рука полностью расслабилась после коротких нот, и звук оставался непрерывным.

Основная база штрихов или штриховая техника правой руки с применением практических полезных упражнений для скрипача., изображение №10

Играйте это упражнение группами из четырех, пяти, шести или более быстрых нот.


Основная база штрихов или штриховая техника правой руки с применением практических полезных упражнений для скрипача., изображение №11

Следующее упражнение такое же, как и предыдущее, но после группы быстрых нот звук прерывается, и рука расслабляется во время паузы.

Основная база штрихов или штриховая техника правой руки с применением практических полезных упражнений для скрипача., изображение №12

 

Данное упражнение следует играть также группами из четырех или более быстрых нот.

Не менее важным, по мнению Менухина, является упражнение на расслабление после staccato. «Чтобы расслабиться после staccato, выполните упражнения на смену струн (двух или трех) с четным количеством нот в группе, сначала на целый смычок, потом на полсмычка и т.д. Забудьте о деталях, касающихся положений большого пальца и т. п., но сохраните мягкость во всех суставах пальцев, в запястье и во всей руке. Сконцентрируйтесь на штрихе, как если бы он нежно покачивался на одной струне; больше движений запястья, меньше пальцевых движений.

Основная база штрихов или штриховая техника правой руки с применением практических полезных упражнений для скрипача., изображение №13


С помощью этих упражнений мы развили гибкость и твердость пальцев- четырех пальцев на трости и большого пальца. Тем не менее, следует помнить: у учеников с короткими руками или короткими пальцами данные упражнения при игре в верхней части смычка могут вызывать напряжение (особенно при движении смычка вниз). Безымянный палец и мизинец не играют ключевой роли, когда смычок находится в своей верхней половине при движении вниз.

Хорошая идея- чередовать данные упражнения с широкими движениями на одной струне (или покачиваясь на двух или более струнах), медленными и быстрыми, удерживая смычок только большим и указательным пальцами. Это освободит руку и увеличит упругость и эластичность движений запястья. Если выполнять данные движения, удерживая смычок указательным и средним пальцами, то сила и надежность среднего пальца также увеличатся. Средний палец может развить достаточную гибкость и силу, чтобы содействовать равновесию смычка даже при игре у колодки».

Пример: Стаккато хора – Хейфец.

 

4. Spiccato

«Я всегда учил приему spiccato при помощи detache посредине смычка, играя его по возможности короче, без какого бы то ни было усилия, пользуясь одной кистью, и, что важнее всего, в умеренном темпе. Упражняясь в этом штрихе, следует постепенно увеличивать скорость, хорошо установив смычок на струне. Как только кисть обретет некоторую техническую ловкость, можно начать следующее упражнение на двух струнах(соль-ре):

Основная база штрихов или штриховая техника правой руки с применением практических полезных упражнений для скрипача., изображение №14

Затем подобное же упражнение следует повторить и на других двух струнах (А - - Е). Чтобы получить правильное spiccato, нужно только ослабить давление пальцев на смычок, продолжая то же движение кистью, которое употребляется для уже указанных коротких штрихов detache. Смычок непроизвольно будет отскакивать, если только исключены резкие движения руки.

Произвольные действия в этом направлении, стремление заставить смычок отскакивать как можно больше, благодаря силе руки, приводят к противоположным результатам. Трость делает неравномерные скачки, и вы будете не в состоянии контролировать движения трости и управлять ею. Все, что необходимо сделать в целях достижения большей звучности, это, не меняя положения кисти, держать смычок таким образом, чтобы пользоваться тремя четвертями ширины волоса смычка. Рука остается в покое и сохраняет обычное положение. Лишь третий палец находится в почти незаметном движении, поворачивая смычок так, чтобы большая часть волоса оказалась на струнах: иначе звук будет слабым, не будет резонировать, и волос, касающийся струны, начнет скользить с одного места на другое со свистящим звуком. Во избежание этого свиста вы должны стараться удержать смычок на одном месте, между подставкой и грифом».

Spiccato- это «detache над струной» (смычок прикасается к струне в середине штриха. А способ ведения смычка один и тот же) -говорил Янкелевич. Таким образом, родственность штрихов и «первородность» detache Юрий Исаевич находил, опираясь на представление о целостном движении руки.

При его исполнении смычок должен как бы отскакивать от струны, а «все отскакивающие движения должны делаться при легком держании смычка в пальцах, так как основаны на упругости трости, ее вибрации, что дает жизнь следующему звуку. Крепкое держание смычка мешает его свободному движению». Юрий Исаевич подчеркивал, что при исполнении этого штриха кисть принимает относительно небольшое участие в движении, «главное здесь-действие предплечья и пальцев; кисть также действует, но отраженно». В качестве одного из приемов, освобождающих правую руку и подготавливающих ее к разнообразному spiccato, он советовал, овладеть движением смычка у колодочки, затем то же движение осуществлять, уже перебрасывая смычок через струны, что приводит к «развязыванию» плеча.

Менухин советует следующие упражнения на Spiccato.

Переходим к непрерывному подпрыгиванию:

Основная база штрихов или штриховая техника правой руки с применением практических полезных упражнений для скрипача., изображение №15

Попробуем варьировать силу импульса на первой ноте в каждой четверке, стараясь снизить ее до абсолютного минимума. В процессе занятий следует добиться достаточного для отскоков импульса при почти незаметной смене наклона кисти между движениями вверх и вниз смычком. Затем играем по три ноты.

Основная база штрихов или штриховая техника правой руки с применением практических полезных упражнений для скрипача., изображение №16

И по две.

Основная база штрихов или штриховая техника правой руки с применением практических полезных упражнений для скрипача., изображение №17

Заканчивая «плоскими» spiccato вверх и вниз смычком, которые попытаемся играть с разной скоростью в разных частях смычка. Мы не должны стараться сознательно изменить состояние пальцев и запястья, возникшее в ходе этих упражнений.

Данное основное spiccato полезно отработать при смене струн, как описано ниже. Смену струн мы выполняем всей рукой. Повторите каждую ноту по четыре раза, затем дважды, затем три раза, затем по одному разу, как написано, начиная сначала вниз, потом вверх смычком.

Основная база штрихов или штриховая техника правой руки с применением практических полезных упражнений для скрипача., изображение №18

Пример на Spiccato- Венгеров - Сарасате- Интродукция и Тарантелла.

5. Ricochet-saltato

Ауэр рекомендует при этом приеме держать смычок по возможности легко, едва касаясь пальцами трости. «Поднимите смычок на четверть дюйма или более над струнами в зависимости как от веса и эластичности трости, так и от искусства играющего. Дайте смычку упасть с помощью эластичного движения кисти, и вы заметите, что он отскочит ровно настолько, насколько вы ему это позволите. Вначале вы извлечете несколько беспорядочных, торопливы звуков, но после работы указанным способом в течение некоторого времени вы добьетесь овладения беспорядочным движением и сможете абсолютно ритмично сыграть две, три, шесть и восемь нот на один штрих в зависимости от того, будете ли вы укорачивать или удлинять его».

Янкелевич говорит о том, что штрих ricochet сохраняет основное движение detache.

«Здесь наиболее сложным является сочетание свободы и мгновенного включения. Смычок при исполнении этого штриха следует держать как можно более свободно, «как пушинку». Основной задачей является атака движения, а затем использование упругих свойств смычка и струны. Полезно упражняться, постепенно увеличивая количество нот на смычок, играя сначала триоли, затем квартоли и т.д.»

Прекрасный пример на этот штрих- Баццини «Хоровод гномов».

Нельзя также обойти стороной такие приемы, как tremolo и арпеджио.

6. Tremolo

Что советует Ауэр: «Движениями смычка, производимыми непосредственно один за другим, согласно тем же принципам, которыми достигается только что рассмотренный штрих ricochet-saltato следует пользоваться и для tremolo.

Основная база штрихов или штриховая техника правой руки с применением практических полезных упражнений для скрипача., изображение №19

Делайте на каждом штрихе вниз отчетливый акцент кистью, значительно ослабив ее напряжение для того, чтобы смычок мог отскочить. Чем слабее и эластичнее будет акцент, тем сильнее отскочит смычок. Это применяется также при отскакивании смычка в случае штриха вверх. Берио употребил этот штрих в блестящем сочинении, именующемся «Tremolo»- вариации на Andante из ля-мажорной сонаты, op.47, Бетховена («Крейцеровой»). Франсуа Прюм также широко пользовался tremolo в своей пьесе «Меланхолия»».

Менухин считает, что «работа над данным штрихом, как и над staccato, очень часто приводит к нежелательным «зажатиям». Это может произойти, если рассматривать такой быстрый штрих в качестве прямолинейного тянущего движения к себе и от себя, что приводит к увеличению напряжения в противодействующих мышцах вплоть до состояния спазма. Я предлагаю вместо этого рассматривать тремоло как колебательное движение- мельчайшее волнообразное движение, которое при определенной гибкости предоставляет возможность для изменения скорости и твердости штриха. Поработайте над тремоло сначала в верхней четверти смычка, затем в середине и, в конце концов, у колодки».

Ауэр об арпеджио и legato.

7. Арпеджио

Подобно tremolo, арпеджио играется согласно тем же принципам, что и ricochet-saltato. «Если вы хотите облегчить себе работу над арпеджио, то сперва играйте его legato для того, чтобы добиться равномерного движения смычка вниз и вверх по всем четырем струнам. Делайте это, не напряга руки, используя верхнюю половину смычка. Для обеспечения лучшего начала на струне G поднимите слегка руку и опустите ее настолько, насколько это необходимо, чтобы вы могли свободно перейти на струны А и Е. Как только вы совсем овладеете этим движением, можете начать арпеджио, так же как вы делали это в отношении tremolo, эластичным движением кисти вниз смычком.

Основная база штрихов или штриховая техника правой руки с применением практических полезных упражнений для скрипача., изображение №20

8. Legato

Legato является наиболее употребительным штрихом и при хорошем исполнении отличается большой выразительностью. Для того, чтобы оно звучало чисто, переходите с одной струны на другую с помощью кисти, поддерживаемой движением предплечья; переходите от струн А и Е к струнам G и D, и обратно к A и E, позволяя руке вернуться в нормальное положение. Но это переходное движение руки с одной струны на другую должно происходить совершенно незаметно, без каких бы то ни было толчков и резкости. Улучшая ваше legato указанным мною здесь способом, вы с течением времени убедитесь, что можете сыграть большое количество нот на один смычок:

Основная база штрихов или штриховая техника правой руки с применением практических полезных упражнений для скрипача., изображение №21

Полезно упражняться в различных тональностях и различных интервалах, например терциях, секстах и октавах, вначале очень медленно- четвертями, затем- восьмыми и шестнадцатыми. После этого перемените струны: перейдите на A и Е. Положите смычок на две струны G-D или А-Е и попробуйте извлечь им звук, не нажимая, не стремясь его увеличить или уменьшить. После некоторого времени, посвященного разумному использованию указанных упражнений, можете перейти к специальным легким этюдам Кайзера, Фиорилло и Крейцера (в редакции Мазаса). « Принципы и практика скрипичной смычковой техники» А. Блоха принесет неоценимую пользу, в особенности начинающим.

Играйте упражнения в различных тональностях и различных интервалах: терциях, секстах, октавах. Несколько позже попробуйте играть восьмые и шестнадцатые на один и тот же смычок и в темпе, ускоряющемся пропорционально увеличению беглости ученика при передвижении по струнам и от одной позиции к другой.

Для достижения действительно совершенного legato надлежит следить за тем, чтобы пальцы, находящиеся на обеих струнах, продолжали оставаться в этом положении до тех пор, пока смычок переходит с одной струны на другую. Поднимая какой-нибудь из этих пальцев, вы нарушите непрерывность звука, и тогда, несомненно, получится нечто вроде заиканья.

Legato в действительности есть не что иное, как уничтожение углов в скрипичной игре. Это- осуществление идеала мягкого, округленного, непрерывного потока звуков. Техника legato дает в результате прекрасный певучий звук, то есть естественный тон скрипки. Мы, конечно, должны употреблять detache, martele, staccato и другие штрихи, ибо красота «длинных» звуков должна быть выделена, иначе даже их совершенство превращается в монотонность. Однако квинтэссенцией кантиленной игры является legato: без него пение скрипки невозможно».

Для выработки штриховой техники, по утверждению Янкелевича, надо ясно представлять себе характер штриха и функции правой руки. «Проведение при штрихе требует определенной последовательности действий руки, пальцев, вытекающих из целостного движения». К примеру, при игре spiccato у колодочки иногда возникают затруднения. Как их избежать? «Необходимо всегда все сверять с цельным движением руки. Любое частное движение должно сохранять ту форму, которая «укладывается» в более общее движение руки. Исходя из этих общих положений, Юрий Исаевич вел занятия с учениками с учетом их индивидуальных особенностей. Он придерживался практически выработанной системы прохождения штрихов, которой следовал применительно к возрасту и развитию скрипача.

Таким образом, Юрий Исаевич создал стройную систему прохождения штрихов, исходя из двух принципов: от простого к сложному и от целостного движения к частному. Глубокую внутреннюю связь штрихов он видел в единстве основного движения правой руки- проведения смычка по струне.

Янкелевич считал, что единой схемы аппликатуры, как и схемы художественных штрихов не существует. Он всегда поощрял творческий поиск учеников, говоря, что, конечно, не всегда бывает найден лучший вариант, но «собственный», отражающий возможности ученика, имеет смысл оставлять. Главное- это качество игры, так как «самой хорошей аппликатурой и хорошими штрихами можно играть плохо. Полякин играл устаревшими штрихами. Но новыми штрихами и аппликатурой никто еще не сыграл так, как играл Полякин».

Список литературы:

Л. Ауэр- "Моя школа игры на скрипке"; Ю. И. Янкелевич "Педагогическое наследие" (1993, Москва); Иегуди Менухин- 6 уроков( 2009, Москва).

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: